Дорогие друзья!
Пост разочарования. Наступает День Белорусского кино, во-первых, хочу всех с этим поздравить. Во-вторых, прошу все профессиональное сообщество, а также прессу оценить те документы и факты, которые я сегодня впервые озвучу и опубликую. Решайте сами, в каком мире мы живем.
Преамбула. Был на официальной церемонии в Доме Кино, где раздавали грамоты и говорили бравурные речи. «Беларусьфильм» называли, ни много, ни мало, «храмом кино». Ирина Дрига называла невероятные цифры количества снятых и планируемых фильмов и финансирования. Худрук студии Вячеслав Никифоров заявил, что для развития ему нужно 18 режиссеров и 30 сценаристов (надо отдать должное, что киностудия не трудоустроила и десятой части тех режиссеров, которых выпускала последнее десятилетие Академия искусств, не говоря уже о том, чтобы дать молодым возможность снимать полноценные дебютные картины, про сценаристов вообще молчали бы).
Теперь просто факты. Единственный полнометражный фильм, представленный «Беларусьфильмом» в прокат в этом 2017 году – «Следы на воде». Сценарий фактически «отжали» у режиссера Андрея Голубева (многие помнят ту некрасивую историю). Отжали с одной целью – пригласить знаменитого московского режиссера, чтобы ознаменовать начало директорства на студии Игоря Поршнева. Выбор пал на Егора Кончаловского (по паспорту Георгия Михалкова).
Итак, документы 1 и 2. В мае 2016 года студия заключает с Егором Кончаловским договор, по которому он кроме стандартного «Беларусьфильмовского» гонорара в 160 миллионов неденоменированых белорусских рублей (8000 долларов) получает дополнительный гонорар в размере 7526882 российских рублей (129 тысяч долларов согласно документу), плюс белорусская сторона оплачивает перелеты бизнес-классом и размещение в престижных апартаментах. То есть общие выплаты режиссеру по договору предполагались более 140 тысяч долларов. Документы 3 и 4. В дополнение к режиссеру, начинают заключаться договора на его «команду». Например, на «ассистента режиссера» Аннету Павловну Калпахчьян. Труд ассистента режиссера оценивается только в дополнительной части гонорара в 3 225 806 рублей (55 тысяч долларов США) плюс основной гонорар в 9415000 бел. рублей (5000 долларов на тот момент) плюс дополнительно проживание и перелеты. В совокупности более 60 тысяч долларов. Я, конечно, не берусь оценивать, но 60 тысяч долларов для «ассистента режиссера» - это необычно. Вероятно, Аннета Павловна не только блестящий специалист, но и претендент на попадание в книгу рекордов Гиннеса, как самый высокооплачиваемый «ассистент режиссера» в истории. Очевидно, такой вот гонорар «ассистенту» некоторых натолкнет на мысль о выводе государственных средств и откатах, но я верю в другое: это просто пробный шар, и уже скоро каждый ассистент режиссера на «Беларусьфильме» (где средняя зарплата у людей 400-500 рублей) будет получать такое вознаграждение. Идем дальше: режиссеру, ассистенту и другим членам их команды выплачивают 25 процентов их гонорара за начало работы, а дальше что-то идет не так. Картину снимает режиссер Анисимов и совершенно другая команда. Фильм, как мы все помним, шедевром не получился и нынче находится там, где и большинство фильмов студии – в забвении. Но спустя год господин Кончаловский решает, что 25 процентов гонорара для него и его группы, которая в итоге, не имела никакого отношения к этому кино, недостаточно. Документ 5 и 6. Господин Кончаловский пишет письмо президенту Лукашенко. Начинает он бодро, я бы сказал в стилизации 30-х годов: «Позвольте выразить Вам мое глубочайшее уважении и восхищение Вашим руководством замечательной страной – Беларусью, которое Вы осуществляете на высшем возможном уровне…», а заканчивает требованием заплатить еще, поскольку «претензий к нам нет, а Поршнев тихонько снимает теперь уже заведомо плохое кино». Документ 7. Летом – осенью 2017 года становится понятно, что студия фактически находится в состоянии банкротства. Огромные долги, в том числе по зарплате. Никакой прибыли нет. Тогдашний министр культуры Борис Светлов дает указание «продлить срок реализации мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) республиканского унитарного предприятия «Национальная киностудия «Беларусьфильм». На государственном уровне признается, что студия фактический банкрот.
Ну и «вишенка на торте». Документ 8. Поршневу докладывают о претензиях Кончаловского и ассистента Калпахчьян на 3 343бр (1700 долларов) и 3108601 российских рублей (52000 долларов) и 2353,35бр (1200 долларов) и 1332258 российских рублей (23000 долларов) соответственно. Резолюция директора предприятия, которое находится в состоянии фактического банкротства, не платит своим же артистам и персоналу даже копеечные зарплаты – «Провести расчет согласно договору».
Итак, факты заключаются в том, что Игорь Поршнев назначил выплаты в 200 тысяч долларов режиссеру и его ассистенту, и прошу обратить на это внимание всех белорусских режиссеров и всех белорусских ассистентов режиссеров. Во-вторых, из этих документов следует, что более чем 125 тысяч долларов студия вероятно выплатила людям, которые фактически не принимали никакого участия ни в подготовке, ни в съемках, ни в постпродакшне фильма под названием «Следы на воде» (и это знают все). В-третьих, директор студии их вероятно выплатил в ситуации, когда студия находится в отчаянном положении, не в состоянии платить зарплаты своим же сотрудникам и артистам. В ситуации, когда молодые белорусские режиссеры: Влада Сенькова (Vlada Senkova), андрей кудиненко, Виктор Красовский (Viktor Krasovski), Никита Лаврецкий, Александра Бутор (Alexandra Butor), Сергей Талыбов, Илья Финевич-Сакуро, Макс Сирый, я вынуждены по копейкам собирать микроскопические бюджеты на свои фильмы. И в то же время господин Поршнев, естественно с ведома Бориса Светлова и Ирины Дриги, готов был платить по 60 тысяч долларов «ассистентам» режиссера (что больше, чем годовая зарплата самих Поршнева, Светлова, Никифорова и Дриги вместе взятых).
Друзья, скажите, это нормально? Это ради этого мы отдаем свои налоги национальному кинопроизводителю? Вообще здравый смысл когда-нибудь будет на этой несчастной студии и в этом несчастном министерстве??? Или там будет вечный Тум-паби-дум!
С Днем Белорусского кино!